Расширенное заседание Администрации Смоленской области
Под председательством Губернатора Алексея Островского состоялось расширенное заседание Администрации Смоленской области, в ходе которого рассматривались первые итоги правоприменительной практики при переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Предваряя обсуждение, глава региона отметил: «Обсуждаемая тема - достаточно важная, поскольку существенным образом затрагивает интересы смолян. Поэтому мною было принято решение обсудить ее в таком расширенном формате».
Губернатор напомнил, что с 1 января 2016 года в федеральное законодательство внесены изменения, которые касаются внедрения нового механизма обращения с твердыми коммунальными отходами: «Основными направлениями перехода на новую систему организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области являются введение института Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также обеспечение исполнения федерального законодательства в части запрета захоронения отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации».
По словам Алексея Островского, законом предписывается создание регионального оператора, который будет осуществлять весь цикл действий на закрепленной за ним территории: «Определено, что соглашение между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Региональными операторами по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории субъекта Федерации должно быть заключено не позднее 1 мая 2018 года. До этого времени регионам следует утвердить ряд подзаконных нормативных актов, необходимых для работы Регионального оператора».
Как доложил начальник Департамента по природным ресурсам и экологии Роман Захаров, ранее федеральным центром была установлена необходимость выбора Регионального оператора в срок до 1 января 2017 года. Однако, в связи с тем, что переход на новую систему обращения с отходами производства и потребления требовал значительного количества мероприятий, в том числе, подготовки соответствующей федеральной и региональной нормативно-правовой базы, провести эту работу в указанные сроки не представлялось возможным. «При этом, отсутствие опыта работы повлекло бы серьезное увеличение финансовой нагрузки на областной бюджет в виде субсидирования Регионального оператора», - пояснил начальник профильного Департамента, особо отметив, что те субъекты Федерации, которые все-таки выбрали Регионального оператора, в частности, Ивановская и Астраханская области вынуждены до сих пор решать спорные вопросы в судебном порядке.
«Администрация региона осознанно ушла от создания подобной структуры с 1 января 2017 года, перенеся это на более поздние сроки, поскольку, как показывает опыт других субъектов Федерации, в случае создания регионального оператора мы бы уже несли определенные финансовые обязательства и издержки», - подчеркнул Губернатор.
В настоящее время переход на новую систему по обращению с ТКО в регионе осуществляется поэтапно в соответствии с «дорожной картой», утвержденной Губернатором Алексеем Островским.
Первый этап предполагал разработку и утверждение нормативных правовых актов в сфере обращения с отходами. В настоящее время принят соответствующий областной закон, утверждены нормативы накопления и порядок сбора ТКО, а также разработан проект региональной программы по обращению с ТКО, правила ведения деятельности Регионального оператора, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования отходов.
Кроме того, согласно «дорожной карте» в декабре планируется подготовить конкурсную документацию по выбору Регоператора, а сам конкурсный отбор объявить в январе-феврале следующего года.
Алексей Островский поручил начальнику профильного Департамента изучить опыт иных субъектов Федерации, где уже созданы Региональные операторы и разработана соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая их деятельность.
На данный момент идет реализация второго этапа, в рамках которого по указанию Губернатора органам исполнительной власти необходимо организовать раздельный сбор твердых коммунальных отходов. Это обеспечит снижение объема отходов, направляемых на полигоны ТКО для захоронения, уменьшение объема бюджетных затрат, связанных с транспортировкой, развитие в области отрасли переработки вторичных ресурсов.
Также в 2017-2019 годах предусмотрена установка контейнеров по раздельному сбору не только твердых коммунальных отходов, но и внедрение системы сбора ртутьсодержащих отходов и отработанных источников малого тока (батареек) у населения.
Помимо этого, в числе запланированных мероприятий второго этапа - утверждение Территориальной схемы, предполагающей создание в Смоленской области двух кластеров по переработке отходов: Восточного (Вяземского) и Западного (Смоленского).
В ходе дискуссии Алексей Островский поручил проработать вопрос поиска инвесторов для строительства и модернизации объектов, осуществляющих переработку отходов: «На территории Смоленского кластера силами инвестора уже построен сортировочный комплекс, однако, мы видим, что есть необходимость в строительстве нового полигона. Что касается Вяземского кластера, то там нет ни полигона, ни сортировочного комплекса. Поэтому и в первом, и во втором случае необходимо искать инвесторов, поскольку мы, как субъект Федерации, не в состоянии финансово обеспечить за бюджетные средства строительство этих объектов. Более того, я давал поручение и прошу активно его реализовывать по строительству полигона для размещения промышленных отходов».
В свою очередь, Роман Захаров отчитался о выполнении поставленных Губернатором задач: «В отношении Смоленского кластера уже разрабатывается проектная документация по строительству нового полигона ТКО. Мы предусматриваем его поэтапное введение. Если говорить о Восточном кластере, то сейчас мы подбираем участки для размещения промышленных отходов, соответствующие СанПиН и природоохранному законодательству».