Программа «Лицом к области»
Губернатор Алексей Островский принял участие в записи очередного выпуска программы «Лицом к области» - информационно-аналитической передачи, выходящей на телеканале «ГТРК-Смоленск».
Основной темой передачи, съемки которой прошли во время рабочей поездки главы региона с инспекцией по средним образовательным учреждениям Смоленщины, стала подготовка школ к новому учебному сезону.
В беседе с журналистом Максимом Кузьминым Губернатор поделился своим видением современного состояния школ. Также Алексей Островский рассказал о том, как ведется капитальный ремонт школ, и за счет каких средств осуществляется финансирование обновления основных фондов учебных учреждений. Затронули в передаче и вопросы поддержки молодых специалистов педагогических специальностей.
Кроме того, обсуждались проблема нехватки мест в детских садах региона и работа властей по сокращению очередности в дошкольные образовательные учреждения.
- До свидания лето и здравствуй школа! В центре внимания программы «Лицом к области» сегодня наши образовательные учреждения. Мы попросили Губернатора Смоленской области Алексея Владимировича Островского оценить готовность школ и детских садов области к началу учебного года, а Губернатор, в свою очередь, предложил нам принять участие в одной из его многочисленных личных проверок.
Сегодня мы посетим целый ряд школ и детских садов в разных районах Смоленщины, а основной разговор, основные вопросы Губернатору, мы зададим в лицее Кирилла и Мефодия.
- Алексей Владимирович, сейчас мы посетили, как мне показалось, очень приличную школу (Печерская средняя школа Смоленского района - прим.), очень симпатичную, мне кажется, что она действительно готова уже сейчас принять учеников. Но вообще, понятно, существуют разные критерии готовности (это и санитарное состояние, и безопасность), в целом по области, какие основные болевые точки Вы видите на сегодняшний день?
- Здесь ситуация очень хорошая, учреждение уже прошло проверку всех надзорных органов, в отличие от многих других школ. У нас в этом учебном году – 2014-2015 год – на территории области будут работать 401 средняя общеобразовательная школа.
Теперь – какие основные проблемы? Основная проблема – это, безусловно, состояние материально-технической базы. Дети должны получать услуги образования в комфортных условиях: чтобы с потолка не текла вода, батареи были горячими, а сквозь дырки в оконных рамах не гулял ветер – вот это ключевые проблемы, а также канализация, водоснабжение. Это главный критерий.
Второй критерий – это, безусловно, подготовка с точки зрения интеллектуальной и организационной составляющих. Это обеспечение школьников учебниками. Потом, безусловно, медицинские кабинеты, в каждой школе должен быть медицинский кабинет, и мы за последние несколько лет провели ремонт во многих из них. Кроме этого, отремонтировали 81 столовую – в 81 школе новые фонды, новое оборудование, и, конечно, дети получают более качественные услуги по питанию. Поэтому постоянная работа по улучшению медицинских кабинетов, столовых, по обеспечению ребят учебниками, по обновлению фондов идет. Мы за 2012-2014 годы отремонтировали 30 процентов всех школ региона – провели капитальный ремонт. Это очень серьезные цифры. Ранее до нас этого не было.
- Алексей Владимирович, в некотором смысле мы находимся сейчас в стенах уникального учебного заведения, уникального по многим причинам, но прежде всего по уровню его выпускников. И что интересно, это учебное заведение было создано, когда нашей стране были привычны разрушительные, а не созидательные процессы. Этот лицей создан благодаря целеустремленности, энтузиазму его основателя Владимира Даниловича Новикова, всего педагогического коллектива. Скажите, а на Ваш взгляд, все-таки уровень учебного заведения по каким критериям нужно оценивать? И насколько этот уровень зависит от усилий педагогического коллектива?
- Вы знаете, Максим Николаевич, вопрос Ваш достаточно глубокий и, наверное, на него было бы правильнее отвечать узкому специалисту – специалисту по сфере образования. Губернатор региона, безусловно, должен разбираться по всех сферах жизнедеятельности общества на вверенной ему народом и Президентом территории. И я как глава администрации, безусловно, в той или иной степени погружен во все процессы, происходящие на территории региона: это и здравоохранение, и образование, вся социальная сфера, экономика, промышленность, сельское хозяйство. Поэтому все-таки возьму на себя право ответить на Ваш вопрос.
Моя мама, кстати, тоже учитель, сейчас уже пенсионер, в свое время проработавшая многие годы в школе, так что я знаю суть вопроса с разных сторон.
Я думаю, что всегда, во все исторические периоды (и в прошедший, и в нынешний, и в будущий) роль педагогических коллективов одинаково важна, потому что собственно на знаниях педагога, на его умении подать материал, на его умении расположить к себе ребенка, строится базовая возможность тем или иным ребенком получать эти знания.
- Алексей Владимирович, мы продолжаем наш разговор в лицейском кабинете географии. Кстати, у Вас в школе какие предметы были любимыми и нелюбимыми?
- Вы знаете, о нелюбимом, и о том, что, может быть, доставляло в жизни какие-то неприятности, какие-то сложности, безусловно, не очень хочется вспоминать. Поэтому лучше о приятном.
Я очень любил литературу, очень любил историю, любил географию. Любил гуманитарные предметы, и всегда по всем вышеперечисленным предметам у меня были очень высокие оценки. Можно много говорить о каждом предмете отдельно. Но я бы хотел обратить внимание на другой аспект, Максим Николаевич.
Это касается, кстати, и средней школы, это касается и высших учебных заведений, это касается в целом процесса образования человека на протяжении всей жизни вне зависимости от периода. Есть наука - предмет, а есть специалист - человек, который дает тебе знания по этой науке. И здесь, к сожалению, зачастую и в школе, и в высших учебных заведениях наступает диссонанс. Особенно это важно в средней школе, когда еще ученик является ребенком, а не молодым человеком – девушкой или юношей с уже достаточно хорошей психологической подготовкой.
На фоне конфликтов с тем или иным педагогом, я уверен, у всех детей в той или иной степени, меняется отношение к предмету. Или ты все больше и больше погружаешься в предмет, получаешь все больше и больше удовольствия от получения знания, или наоборот, отторжение педагога отталкивает тебя и от предмета.
В этом смысле, конечно, мне кажется, в высших учебных заведениях, которые обучают специалистов по педагогике, а такое учебное заведение есть и у нас на Смоленщине, надо больше внимания уделять не только знаниям по непосредственному предмету, который будет тот или иной педагог давать детям, а его возможностям работать вообще с детьми. Больше, мне кажется, нужно психологических аспектов учитывать в этом.
- Российской школе в последние годы удалось решить немало серьезных острых проблем, которые существовали в последние десятилетия. Но, конечно, далеко не все, в том числе речь идет и о материальном обеспечении, о состоянии школьных зданий, оборудования. Как с этим обстоят дела у нас в Смоленской области?
- С помощью федерального центра, за счет средств федерального бюджета, да и при большом софинансировании из регионального бюджета мы каждый год увеличиваем объем средств, которые тратятся на обновление фондов. В целом мы отремонтировали уже капитально 106 школ в области – при работе нашей администрации за два с небольшим года.
Мы постоянно приобретаем автотранспорт, который нужен для того, чтобы подвозить детишек для обучения в удаленные средние учебные учреждения. Так вот, за последние 2,5 года мы приобрели 40 автобусов. А это, между прочим, 30% всего автобусного парка. В этом году мы уже приобрели автобусы для Угранского района, для Глинковского района. Мы стараемся постоянно обновлять фонды, в рамках модернизации мы постоянно покупаем спортинвентарь. Вот только за последнее время было приобретено 35 тысяч единиц нового спортивного инвентаря для всех учебных заведений области. Мы приобретаем новые компьютерные классы. И эта работа как проводилась, так и будет проводиться.
С учетом того, что здесь, в большей степени, финансирование идет по линии федерального центра, все будет зависеть от того, сколько денег на это будет выделять Правительство. Но мы уверены в том, что каждая копейка расходуется в интересах ребенка. Смета не завышается, нас постоянно проверяют, и я благодарен им за это, правоохранительные органы: и МВД, и Прокуратура, и не находят в госзакупках ни малейшего нарушения. Более того, меня радует то, что в национальном рейтинге прозрачности госзакупок, наша Смоленщина занимает 16 место из 85 регионов страны.
Но, конечно, то состояние фондов, которое имеется, оно очень и очень тяжелое. Многие годы ни регион, ни федерация не вкладывала таких ресурсов. Поэтому приходится наверстывать упущенное.
- Не менее важный, а даже, наверное, и более важный вопрос – это педагогические кадры. Да, у нас в Смоленске есть университет, он раньше так и назывался – педагогический институт, но вот «горят» ли желанием его выпускники идти работать в школу, и что может сделать государство, чтобы это желание простимулировать?
- Власть всех уровней должна предпринимать усилия в этом направлении. Администрация области уделяет этому особое внимание, но, в силу состояния бюджета, еще не в том объеме, как этого бы хотелось. Что мы делаем сейчас? У нас постоянно идет увеличение финансирования на поддержку молодых специалистов. Скажем, в целях стимулирования и поддержки специалистов отрасли в Смоленской области ряду студентов педагогического, медицинского и сельскохозяйственного профилей подготовки выплачивается стипендия Губернатора области – 2,5 тысячи рублей. А есть еще целевой набор, когда заранее тот или иной молодой человек или девушка, идет получать образование в сфере педагогики, направляясь в вуз от имени того или иного муниципалитета, того или иного учреждения, а потом гарантированно возвращается в то муниципальное образование или то учреждение, которое его делегировало для обучения. Для тех, кто учится не по целевому набору, а просто получает профессию педагога, мы сейчас планируем в ближайшее время введение дополнительной меры поддержки: тем, кто пойдет работать в то или иное среднее образовательное учреждение региона, последние два курса будем выплачивать по 2,5 тысячи рублей в месяц. Мы стараемся оказывать финансовую помощь и на обеспечение жильем. Хотя это ответственность муниципалитетов, муниципалитеты пока не могут обеспечить молодых специалистов более чем на 20 процентов, но небольшой рост тоже постоянно есть.
- Еще одна проблема, Алексей Владимирович. Не столь глобальная, но от этого не менее острая. Речь об обеспечении бесплатными учебниками. Ну, вроде все имеют право на эти бесплатные учебники, да и учебники эти вроде бы есть. Но как-то так интересно получается, что появляются они где-то уже, когда учебный год начался, когда многие родители были вынуждены приобрести их за свой счет. И здесь мне интересно больше даже, не кто в этом виноват, а что с этой проблемой делать?
- Мы занимаемся этой проблемой, и занимаемся ежегодно. У нас в 2013 году была выделена гигантская для регионов сумма – 80 миллионов рублей на приобретение таких учебников. Такого никогда в нашем регионе не было, эта цифра беспрецедентна. Другой вопрос, что, конечно, в силу положения с бюджетом, мы пока еще не можем обеспечить эту возможность на 100 процентов. И в ряде случаев родители вынуждены покупать своим детям такие учебники сами. Но сейчас объезжая школы, я вижу, что практически все школы, которые нам удалось посетить, а также по тем докладам и справкам, которые я получаю из муниципалитетов от чиновников, мы близимся к тому, чтобы закрыть эту проблему практически на 100%.
- Алексей Владимирович, еще одна проблема, которую хотелось хотя бы затронуть в рамках нашей сегодняшней программы – это дефицит мест в детских дошкольных учреждениях. По официальной статистике в очереди Смоленской области стоит порядка 17 тысяч детей. От кого, прежде всего, зависит решение этой проблемы и будет ли она вообще когда-то решена?
- Первое: проблема решена, безусловно, будет. И зависит это от качества работы, в первую очередь, региональной власти. Плюс очень зависит от тех денег, которые дает Федерация. Поэтому связь федеральных бюджетных денег, которые поступают в регион, и качество работы региональной администрации, муниципальных властей – это должно дать необходимый эффект. Вы действительно совершенно справедливо сказали. Если быть более точным в настоящий момент очередность составляет 16 942 ребенка и буквально за последний год мы сократили эту очередность на 2,5 тысячи детей. Ранее цифра была на 2,5 тысячи больше. Процесс сокращения очереди происходит постоянно. В настоящий момент мы строим в Смоленской области одновременно семь детских садов. Такого никогда на Смоленщине не было с момента распада Советского Союза, формирования новой России, чтоб одновременно столько строили дошкольных учебных учреждений. При этом здесь мы постоянно сталкиваемся с проблемами: недобросовестные подрядчики, мошенники, которые по федеральному законодательству (по 44 -ФЗ) выигрывают аукционы, не имея на самом деле никаких ресурсов. А Повлиять на то чтобы их убрать с этого процесса мы не можем, нас ограничивает законодательство. Поэтому сейчас из семи детских садов - по трем садам у нас критическая ситуация, мы пытаемся понудить, в том числе с помощью правоохранительных органов, нерадивого подрядчика к тому, чтобы он выполнил взятые на себя обязательства. И уже близки к тому, чтобы расторгнуть с ним контракт, передать материалы в правоохранительные органы и пускай отвечает перед законом. Некоторые спросят, почему мы до сих пор этого не сделали? Мы не сделали, потому что этот путь на многие месяцы отсрочит введение детского садика, потому что нам придется выходить на новый аукцион. Процедура не одной недели – нескольких месяцев. Потом новый подрядчик будет знакомиться с ходом выполненных ранее работ и займется достройкой.
Поэтому мы пытаемся в рамках имеющихся у нас рычагов, полномочий понудить нынешнего недобросовестного подрядчика, привлечь субподрядчиков, чтобы все-таки эти сады были сданы в срок. Речь, в первую очередь, идет о садах в Краснинском районе, в Михновке. Более-менее ситуация спокойная по Вязьме и по другим территориям. Поэтому работу проводим в рамках законодательства. Мы получили дополнительную субсидию от Федерации на строительство еще четырех детских садов на 2014-2016 годы - благодарим Федерацию за это. Постепенно эту проблему закроем. Нам, власти также как и жителям региона хотелось бы, чтобы это «постепенно» наступило как можно быстрее.
- Наша программа выйдет в эфир буквально за неделю до начала нового учебного года. Алексей Владимирович, можно уже сейчас сказать, что к 1 сентября все наши школы выйдут на тот уровень готовности, который позволит принять всех своих учеников?
- Есть стандарты, Максим Николаевич. По этим стандартам то или иное среднее учебное заведение проверяет огромное количество надзирающих организаций. То, что 100% школ по линии надзирающих организаций будут сданы и приняты к началу учебного года - у меня в этом нет сомнений. Другой вопрос, что все мы видим в каком состоянии эти школы. В этом смысле я, как и родители тех детей, которые отдают своих учеников 1 сентября в школу, не удовлетворен ни состоянием материальных фондов, ни тем, что не в полном объеме есть учебники, да и качество услуг не всегда хорошее. Потому что, к сожалению, за те деньги, которые пока еще получает учитель, сложно удержать на селе молодежь, хотя мы стремимся к этому и делаем это. А люди старшего поколения уходят на пенсию. Хотя многие, желая иметь дополнительную копейку, вынуждены и уже в преклонном возрасте тоже работать.
- И еще один вопрос. Алексей Владимирович, а вы 1 сентября посетите какие-то смоленские школы?
- Я первого сентября планирую пойти отвести свою младшую дочку во второй класс. Для меня как для отца это большая радость. Да я вижу, что и для дочки это очень приятно - вместе с папой и мамой пойти. Поэтому как родитель, а не как Губернатор, пойду в школу, где учится моя младшая дочь в одном из районов города Смоленска.