Педагоги Смоленщины подвели итоги работы системы образования за 2015 год
В Смоленске состоялось заседание Коллегии областного Департамента по образованию, науке и делам молодежи, в ходе которого были подведены итоги работы отрасли в 2015 году и определены задачи ее развития на текущий год. Участие в совещании принял Губернатор Алексей Островский. Мероприятие прошло в Смоленском институте развития образования.
Перед началом заседания глава региона посетил Музей истории образования Смоленской области, созданный при институте. Музейная экспозиция включает в себя 16 экспозиционных секций и знакомит с основными этапами развития образования региона, начиная с десятого века и заканчивая современностью. В музее экспонируются уникальные документы и предметы, а также их копии, выполненные профессиональными мастерами, педагогами, учащимися.
В своем вступительном слове на Коллегии Алексей Островский отметил, что, по его мнению, главным элементом педагогического процесса является функция воспитания: «Обучить можно практически любого ребенка, а вот воспитать его достойным человеком и гражданином – на мой взгляд, это главная цель, на реализацию которой должны быть ориентированы школа и профессия педагога».
Обращаясь к участникам заседания, Губернатор напомнил, что в прошлом году Смоленская область в полном объеме выполнила все взятые на себя обязательства по оплате труда педагогов. «Мы стараемся и соблюдаем в полном объеме указы Президента по повышению заработной платы педагогам, но пока труд учителя, к сожалению, оценивается не так, как вы того заслуживаете», - подчеркнул Алексей Островский.
Стоит отметить, что, несмотря на сложную ситуацию в экономике страны и региона, в прошлом году в сфере образования удалось сохранить все основополагающие выплаты. Например, объем средств, выделенных на исполнение публичных обязательств и обязательств, связанных с обеспечением государственных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014 году составил 605 миллионов рублей, а в 2015 – 637 миллионов. По сравнению с 2014 годом в 1,7 раз увеличена сумма средств, выделенных на обеспечение образовательных организаций автобусами для перевозки обучающихся и воспитанников, на пополнение фонда школьных учебников. Возросло и количество частных дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций – получателей субсидий, что также потребовало увеличения финансирования из областного бюджета.
Речь на заседании шла и о других положительных примерах работы системы образования. Так, к 1 января этого года в Смоленской области полностью ликвидирована очередь в детские сады среди детей в возрасте от трех до семи лет. Тем не менее, не теряет актуальности вопрос обеспечения местами в дошкольных учреждениях малышей в возрасте от полутора до трех лет. К слову, в настоящее время численность юных смолян, получающих дошкольное образование, неуклонно растет и по состоянию на первое января этого года она составила 40 924 человека, или 69,56% от количества детей в возрасте от одного до семи лет – этот показатель является одним из лучших в ЦФО.
Что касается школьного образования, то на совещании неоднократно подчеркивалось особое внимание к качеству обучения смоленских ребят, которое по-прежнему остается высоким. К примеру, в декабре прошлого года впервые в российских школах была организована апробация проведения Всероссийских проверочных работ по русскому языку и математике в четвертых классах. В итоге смоленские четвероклассники продемонстрировали высокий уровень знаний: региональные показатели превысили общероссийский на 4,4% и 3,3% по данным предметам соответственно. С хорошими результатами прошли свои выпускные испытания и смоленские старшеклассники: средний областной тестовый балл по ЕГЭ в 2015 году превысил аналогичный балл по России по русскому языку, физике, химии, биологии и географии. Кроме того, по словам Алексея Островского, на самом высоком уровне была оценена работа по организации и проведению ЕГЭ в регионе.
Также продолжилось создание в общеобразовательных организациях условий для занятий физической культурой и спортом. Выделенная Смоленской области федеральная субсидия в размере 23,26 млн. рублей, а также средства регионального бюджета позволили в прошлом году провести ремонт 13 спортивных залов, установить три уличных спортивных площадки, открыть 31 спортивный клуб. В результате на 18,6% увеличилась доля обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время. Напомним, после инспекционной поездки по городу Смоленску и посещения муниципальной средней школы №29 глава региона взял под свой личный контроль вопрос обеспечения возможности для занятия учеников спортом в выходной день в школьных спортзалах: «Мы должны создать соответствующие условия, чтобы в каждой школе области в выходной день спортзал, оборудованный соответствующим инвентарем, работал, и дети могли заниматься под присмотром преподавателя физкультуры. Это должно быть системное решение, транслируемое, в том числе, и на столицу субъекта», - поставил задачу Губернатор.
Создаются условия и для обучения в школах детей-инвалидов и ребят с ограниченными возможностями здоровья. В 2015 году по программе «Доступная среда» на переоборудование 26 общеобразовательных организаций и закупку специального оборудования из областного бюджета было направлено более 10 миллионов рублей и привлечено 25,6 миллиона рублей из федерального бюджета. В этом году планируется реализация программы в 42 дошкольных образовательных организациях, трех школах, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам (специальных (коррекционных) школах), и девяти организациях дополнительного образования детей. На реализацию программы в 2016 году в бюджете Смоленской области запланировано свыше 10 миллионов рублей.
Еще одной из важнейших задач в сфере школьного образования на ближайшее время, помимо повышения его доступности, станет решение вопроса переполненности ряда городских школ и классов в Смоленской области за счет реализации программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 годы. В настоящее время Смоленщина завершает подготовку к реализации этой программы. Соответствующие расчёты уже сделаны: в регионе необходимо дополнительно создать 11 093 учебных места и рассмотреть все возможные варианты, чтобы выстроить работу школ в односменном режиме.
В сфере профессионального образования также имеются свои достижения. В прошлом году Смоленская область впервые приняла участие в движении «WorldskillsRussia», а с 13 по 18 марта этого года на Смоленщине пройдет первый региональный чемпионат этого движения, который будет включать в себя 12 направлений. К слову, на ближайшую перспективу целью системы профобразования региона станет обеспечение подготовки квалифицированных кадров профессиональных образовательных организаций по мировым стандартам по 25 профессиональным компетенциям, а к 2020 году их количество должно быть доведено до 50 (в рамках поручений Президента РФ).
Отдельно участники совещания остановились на работе региональной системы дополнительного образования детей и молодежи. Отрадно, что 72% юных смолян в возрасте от 5 до 18 лет участвуют в образовательных программах дополнительного образования, а это выше среднего показателя по России. При этом в Смоленской области не только не уменьшается количество организаций данного профиля, но и появляются новые направления дополнительного образования. К примеру, в прошлом году региону был выделен миллион рублей на развитие робототехники, за счет чего обеспечена поставка соответствующих конструкторов в три образовательных учреждения (Ярцево, Дорогобуж, Смоленск).