На реставрацию смоленских монастырей из федерального бюджета было выделено почти полмиллиарда рублей
Руководство страны уделяет особое внимание сохранению объектов культурного наследия. Почти полмиллиарда рублей было выделено из средств федерального бюджета на реставрацию крупнейших смоленских монастырских комплексов, которые являются уникальными памятниками истории и культуры.
Напомним, Президент России неоднократно говорил о том, что умелое использование культурного наследия, его сохранение, без всякого сомнения, является важнейшим фактором развития государства и его укрепления. «Сама работа по сохранению историко-культурного наследия имеет, безусловно, огромное эмоциональное, воспитательное значение, укрепляет национальное самосознание народа, помогает каждому человеку, особенно молодому человеку, глубже понять свою личную сопричастность со своим народом и с его великой культурой, безусловно, воспитывать чувство национального самосознания и национальной гордости. Это – крайне важные вещи, крайне важные чувства, которые цементируют и укрепляют нашу страну», – убеждён глава государства.
В период с 2012 по 2017 годы Министерством культуры из средств федерального бюджета в соответствии с обращениями Администрации Смоленской области на реставрацию крупнейших монастырских комплексов, памятников истории и культуры федерального значения (Вознесенского, Троицкого и Авраамиевского монастырей, а также зданий и сооружений ансамбля Соборной горы) было выделено почти полмиллиарда рублей. Наибольший объем финансирования реставрационных работ, проведенных на объектах культурного наследия, пришелся на 2013 год – год празднования 1150-летия первого упоминания Смоленска в летописях.
Прежде всего, федеральные средства были направлены на реставрацию центральных объектов монастырских комплексов. В рамках выделенного финансирования выполнены работы на фасадах, кровле собора Вознесенского монастыря, Троицкого собора Свято-Троицкого женского монастыря. Отреставрированы Собор Преображения и монашеские кельи Авраамиевского монастыря. Кроме того, в зданиях монастырских комплексов проведены внутренние реставрационные работы.
«Так сложилась судьба нашего города, что от девяти первых веков его существования сохранилось лишь восемь памятников культуры, не считая, конечно, находок археологов, и немного памятников XVIII века, – рассказала заслуженный работник культуры РФ, историк, краевед Антонина Смирнова. – Один из лучших памятников среди них – Собор Авраамиева монастыря».
Он находится на улице Маршала Жукова, с внутренней стороны восточного участка Смоленской крепостной стены. Собор был выстроен в 1755 году на месте ранее существовавшего деревянного храма, построенного на пожертвования купца Бориса Пискарева. В 70-80-х годах XVIII века были возведены семинарские корпуса, дом настоятеля, библиотечные и учительские кельи, вокруг построек сооружена ограда с башнями.
Кстати, в этой части города проходили военные действия в период Отечественной войны 1812 года - в стене на восточной стороне здания до сих пор сохранилось ядро, которое любят показывать туристам экскурсоводы.
Здание было сильно повреждено в годы Великой Отечественной войны. Стоявшая рядом церковь (Введенская) и вовсе была разрушена, и только в 70-е годы прошлого века силами смоленской реставрационной мастерской в храме были проведены ремонтные работы. «Конечно, не полностью, потому что они были очень трудоёмкими и сложными: в здании много элементов барокко. Но основные работы всё же провели», – отметила Антонина Смирнова.
Тогда же здание приспособили под хранилище областной библиотеки. Остальные помещения монастыря занимали медицинские учреждения.
Возрождение монастыря началось в 2001 году. Теперь историческая справедливость восстановлена – он возвращен Русской Православной Церкви.
«Это самый лучший памятник барокко в Смоленске, и мы можем гордиться тем, что он восстановлен, – отметила Антонина Смирнова. – На его реставрацию потребовались, конечно, очень большие средства, и сделать это без федерального бюджета было бы просто невозможно. Так что благодаря помощи государства смоляне и гости нашего города могут видеть этот замечательный памятник во всей его красе».
Одним из отреставрированных объектов комплекса стали монашеские кельи – работы были проведены в 2016 году. Ранее это здание находилось в удручающем состоянии, ремонт и реставрация были крайне необходимы. Сейчас для сравнения можно взглянуть на ветхое полуразрушенное здание, находящееся в паре метров – разница, как говорится, налицо.
«Была проведена огромная работа – здание, за исключением стен, практически полностью пришлось разобрать. Кровлю сняли, заменили перекрытия, заменили окна, двери. Элементы фасада, наличники были наполовину утрачены, но здание удалось отреставрировать в максимально приближенном к первоначальному виде, – рассказал директор автономной некоммерческой организации «Зодчий» Борис Аптекин. – Если бы не помощь руководства страны, мы бы не «подняли» эти объекты. Радует, что наш проект завершился успехом, и очень надеемся, что удастся возродить и другие объекты комплекса».
Особое внимание в последние годы уделялось реставрации зданий и сооружений ансамбля Соборной горы, в частности, реставрации уникальной живописи Успенского собора. Благодаря выделенным из федерального бюджета денежным средствам в сумме более 68 миллионов рублей живопись Собора приведена в наиболее близкий к первоначальному вид. Кстати, по словам Бориса Аптекина, чтобы должным образом отреставрировать иконы, высококлассных специалистов – более 70 человек – пришлось искать по всей стране.
Также выполнена реставрация Консистории (нового корпуса с архивом), в которой в настоящее время размещается канцелярия Смоленской митрополии, отреставрированы Благовещенская церковь, здание Архиерейского дома, лестница и ограда с подпорными стенками. Всего на возрождение комплекса зданий и сооружений Соборной горы направлено более 143 миллионов.
«Соборная гора – это административный и религиозный центр древнего Смоленска, где находился терем князя, в 1101 году Владимиром Мономахом был заложен храм. Здесь же была небольшая княжеская церковь, всё, что от нее осталось, сокрыто в земле. Древний собор был сильно поврежден во время обороны Смоленска в 1609-1611 годах – при взрыве пороховых погребов, находившихся поблизости, в толще Соборной горы. Но стены уцелели, – рассказала Антонина Смирнова. – После заключения Андрусовского перемирия, согласно которому Смоленск навсегда вошел в состав России, Собор пытались восстановить. Однако, вероятно, средств было недостаточно. Верх здания сделали деревянным, из камня построили только колокольню».
К слову, нижний ярус древней колокольни сохранился до сих пор – в составе колокольни XVIII века. Позже Собор пытались восстановить – прибывший в Смоленск зодчий заключил, что полностью воссоздать облик здания невозможно, ведь в стенах было слишком много трещин. В результате старый Собор разобрали, и на том же самом месте в 1677 году заложили новый, больший по размерам. Здесь работали стрельцы, материалы заготавливали и привозили крестьяне. Строительство затянулось, возведение Собора завершилось лишь в 1730-1740 годах. Кстати, первоначально он был семиглавым.
«Здесь видны черты древнерусской архитектуры и барокко. На Соборной горе в XVIII веке появились и другие здания: архиерейский дом, кельи, церковь Иоанна Предтечи. Всё это также было отреставрировано, – добавила Антонина Смирнова. – Это отпечатки времени, поэтому, несомненно, в нашем городе, одном из древнейших в России, реконструкция этих памятников очень важна не только ради сохранения исторического облика, но и вообще для сохранения памяти для нас и потомков. И сейчас, благодаря тому, что государство выделило средства на восстановление этих интересных зданий, мы можем любоваться их красотой».
Свято-Троицкий монастырь своим ансамблем как бы продолжает архитектурный облик Соборного холма, на котором гордо высится главный храм Смоленщины – Свято-Успенский кафедральный собор.
До наших дней из всех сооружений монастыря сохранились Троицкий собор, церковь Зачатия Анны, колокольня, а также каменная ограда с имитацией бойниц и воротами вдоль улицы Большой Советской.
«В облике монастыря видны черты московской архитектуры. Наличники, фигурные фронтоны – это барокко, которое в то время уже было широко известно. Особо стоит отметить поребрик, который заметен в середине здания», – пояснила Антонина Смирнова.
Когда в 1697 году на город обрушился страшный ураган, здание настолько пострадало, что восстановить его удалось лишь спустя 30 лет.
Стоит отметить, что в часовне, которая была пристроена позже, хоронили смоленских митрополитов. На кладбище, находившемся рядом с монастырем, были похоронены воины, погибшие, в том числе, в 1708 году – в битве с войсками шведского короля Карла XII, которую Петр I позже назвал «матерью Полтавской победы».
В 1925 году монастырь закрыли. В 1929 году были сняты и отправлены на переплавку колокола, а с 1934 года в стенах старинной обители разместился физкультурный техникум.
В годы Великой Отечественной войны все строения Троицкого монастыря сильно пострадали. Но их достаточно быстро восстановили, и в послевоенное время в зданиях комплекса находились различные государственные учреждения. В 2008 году Троицкий монастырь был передан Смоленской Епархии Русской Православной Церкви.
«Когда нам отдали этот объект – сначала на проектирование, затем на реставрацию, – здесь многое нужно было сделать и исправить. В стенах были трещины, в кровле – протечки, придел был сильно опущен, так как поднялся культурный слой, требовалась замена главок и крестов. Поэтому реставрационные работы, на которые из федерального бюджета выделили почти 78 миллионов рублей, здесь велись несколько лет», – рассказал Борис Аптекин.
Документированная история Спасо-Вознесенского женского монастыря начинается с середины 1660-х годов, когда сюда перевели стариц Оршанского Кутеинского монастыря. К концу 80-х годов XVII века строения обветшали, и игуменья попросила о ремонте зданий. В ответ на ее просьбу было принято решение построить здесь новую церковь, причем, каменную. Строительство храма было делом государственным.
Летом 1693 года в Смоленск прибыл Осип Старцев с чертежом, присланным из Москвы. В документе сказано, что определить место для закладки храма он мог сам, и зодчий сделал прекрасный выбор. Работы по возведению собора завершил в 1697 году Данила Калинин. Однако, ураган разрушил и это здание. Восстановление затянулось, ведь в это время велась подготовка к войне за выход к Балтийскому морю, в стране были сложности с деньгами.
«Если бы было больше средств, он был бы таким же нарядным, как храмы Москвы этого времени, но мы видим очень скромное убранство. Однако, именно здесь впервые появились элементы барокко», – отметила Антонина Смирнова.
Их появление – это тоже отражение культурной ауры Смоленска, из которого шло влияние западной архитектуры и европейского искусства на другие русские города. Смоленску уже тогда было чем гордиться, и государство понимало важность строительства здесь каменного храма – он мог подчеркнуть незыблемость православия.
Восстановление церкви завершилось в 1704 году под руководством Кондрата Мымрина.
«Замечу, что это здание не имеет никакого отношения ни к Наталье Нарышкиной, ни к Петру I, который якобы приезжал в Смоленск для казни стрельцов. Эта легенда возникла в XVIII веке», – рассказала Антонина Смирнова.
Обмазка (тонкослойное покрытие поверхности кирпичной кладки известковым или цементным раствором, сквозь которое проступает ее рисунок) этого здания сейчас максимально приближена к оригинальному варианту. Значительная реставрация потребовалась и крыльцам. Работы велись с 2013 года и были завершены только в прошлом году – настолько велик был фронт работ, объем финансирования которых превысил 83 млн рублей.
Напомним, ранее в здании монастыря располагался Выставочный зал, но со временем все вернулось на круги своя. Здесь снова размещается монастырь, как и должно быть, и смоляне снова могут любоваться этим зданием, украшающим центр города.
«Смоленск – удивительно красивый и уютный город, с богатой историей, пропитанной героизмом, – подчеркнул смолянин Артем Карелин. – Я давно здесь живу, и ко мне в гости часто приезжают друзья из разных уголков страны. Показывая им город, памятники, храмы, другие достопримечательности, я вижу их восхищение. И, конечно, хорошо, что объекты культурного наследия восстанавливают, реконструируют, приводят в первозданный вид. Это, в первую очередь, говорит о том, что мы заботимся о своей истории, бережем ее».