Губернатор Алексей Островский принял участие в выездном совместном заседании Комитетов Совета Федерации в Смоленске
В администрации Смоленской области состоялось выездное заседание Комитета Совета Федерации по международным делам, Комитета Совета Федерации по федеральному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитета Совета Федерации по экономической политике на тему «Динамичное развитие приграничных субъектов Российской Федерации в контексте современных внешнеполитических реалий». В работе заседания принял участие Губернатор Смоленской области Алексей Островский.
Обращаясь к участникам заседания с приветственным словом, глава региона пожелал им плодотворной и эффективной работы. Алексей Островский отметил, что Смоленск, являясь по сути стратегическим логистическим центром, всегда активно содействовал развитию торгово-экономических коммуникаций страны, вне зависимости от обстоятельств.
Алексей Островский: Смоленская область в числе первых почувствовала санкционное давление. В частности, один из таких ударов пришелся на отрасль грузоперевозок, которая в экономике региона занимает существенное место.
Четко выполняя поручения, данные Владимиром Владимировичем Путиным, региональные власти при поддержке федерального центра в лице Совета Федерации, Правительства, Государственной Думы а также в тесном и конструктивном взаимодействии с деловым сообществом переориентировали бизнес, скорректировали свои планы и действия, ввели дополнительные меры поддержки.
Тема сегодняшнего выездного заседания актуальна. Искренне надеюсь, что обсуждение существующих проблем пройдет в деловом ключе, будет результативным, что позволит дальше работать еще более слаженно и системно.
Участники заседания обсудили актуальные проблемы приграничных субъектов Российской Федерации в сфере социально-экономического развития, в том числе в преодолении вызванных антироссийскими санкциями негативных тенденций. Особое внимание было уделено выработке предложений федеральным органам исполнительной власти по решению проблемных вопросов.
Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин подчеркнул, что в последние месяцы государства «коллективного Запада» объявили нашей стране тотальную гибридную войну.
Григорий Карасин, Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам: Гибридная война коснулась финансовых, инвестиционных, транспортно-логистических аспектов. Одним из вопиющих проявлений враждебности можно назвать введенные Литвой ограничения транзитных грузоперевозок между Калининградской областью и остальной территорией России. Европейский союз еще раз показал себя недостойным доверия партнером, стороной, применяющей двойные стандарты при соблюдении международно-правовых обязательств.
Те, кто вводит антироссийские санкции, хотят парализовать российскую экономику, вызвать падение уровня жизни и социальный взрыв. Но их надежды напрасны. Наша страна достойно держит удар и успешно нивелирует большинство негативных эффектов санкций. Помимо этого остается проблема транспортной связности приграничных регионов, нехватки дорог, железнодорожных линий, недостаточно высокой частоты движения пассажирских и пригородных поездов. Если мы хотим развивать туризм, то важно предоставить возможность быстро и недорого перемещаться из одного региона в другой. Сегодня антироссийские санкции создают дополнительные стимулы для развития внутреннего туризма, улучшают привлекательность поездок, например, в Белоруссию.
Кроме этого, нужно подумать об интеграции приграничных регионов Центрального и Северо-Западного федеральных округов с национальными туристскими маршрутами «Золотое кольцо России» и «Серебряное ожерелье России» или разработать для них новые маршруты, привлекательные и для иностранных туристов.
Одним из примеров мог бы стать трансграничный туристический маршрут «Смоленск – Псков – Витебск – Полоцк».
В этой связи требуется помощь федерального центра, чтобы завершить уже запущенные социально значимые проекты, компенсировать те расходы российских участников, по которым не рассчиталась европейская сторона.
Многие задачи, в том числе в сфере транспортной инфраструктуры, туризма, экологии, выходят за рамки одного региона и требуют кооперации усилий и содействия федерального центра.
Далее выступил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов, который отметил, что в связи с изменением векторов международного сотрудничества можно спрогнозировать и смену приоритетных направлений инвестирования, превращение некоторых приграничных регионов в «тупиковые», а следовательно, замедление темпов экономического роста в одних и их ускорение в других приграничных зонах.
Константин Долгов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике: В текущей международной ситуации и с учетом Перечня иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, дополнительную важность приобретает российско-белорусское межрегиональное взаимодействие в рамках проектов и программ Союзного государства, в частности при решении задач импортозамещения при реализации проектов в промышленности.
Отмечу при это, что в рамках согласованной промышленной политики Беларуси и России следует избегать дублирования производства однородной продукции, их конкуренции на взаимных рынках. Стержневой основой согласованной политики в ведущих отраслях должно стать формирование общих приоритетов развития, а также создание совместных акционерных обществ и иных компаний, являющихся основным звеном интеграционных проектов.
На треке повышения эффективности приграничного сотрудничества видим следующие приоритетные направления, которые призваны стимулировать формирование и укрепление новых приграничных партнерств и обеспечивать реализацию проектов межрегионального сотрудничества:
- выработка стратегии развития приграничного сотрудничества на федеральном и, соответственно, региональном уровнях;
- формирование комплексных федеральных подпрограмм по развитию приграничного сотрудничества по различным направлениям в государственных программах Российской Федерации, которые позволили бы синхронизировать планирование, финансирование и осуществление мониторинга реализации приграничного сотрудничества в различных сферах на федеральном и региональном уровнях;
- выделение субъектам Российской Федерации из федерального бюджета средств на завершение реализации наиболее значимых проектов программ приграничного сотрудничества Россия-ЕС, выплаты российским партнерам по которым приостановлены управляющими органами программ.
В ходе заседания выступил член Комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Рапота. Он проинформировал о проведенном им накануне в рамках выездного заседания экспертном «круглом столе» по социально-экономическому развитию приграничных регионов. Мероприятие было организовано совместно со Смоленской областной Думой. В нем приняли участие сенаторы РФ Григорий Рапота, Константин Долгов и Нина Куликовских, заместитель председателя Смоленской Областной Думы Николай Мартынов, представители профильных министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, общественных организаций, научного и экспертного сообщества.
Григорий Рапота, член Комитета Совета Федерации по международным делам: Мы все-таки сосредотачивались не столько на пограничном сотрудничестве, поскольку кроме Республики Беларусь у нас пограничное сотрудничество свернуто, дальнейшую работу необходимо строить с учетом этого обстоятельства. Надо искать наши внутренние резервы. Считаю, что нужно обращать больше внимания на вопросы управления. Проблемы иногда в деньгах, а иногда – в головах. Важный критерий – демографическая ситуация: убегает народ из региона в другие районы или нет.
С докладом на тему «Динамичное развитие приграничных субъектов Российской Федерации в контексте современных внешнеполитических реалий» выступил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.
Анатолий Широков, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству: По сведениям Росстата, у нас 327 приграничных муниципальных районов, муниципальных и городских округов. Очевидно, что социально-экономическое развитие этих территорий, уровень жизни населения в значительной степени зависят от развития торгово-экономических и иных связей с приграничными регионами сопредельных государств.
Предлагаю подумать о целесообразности принятия программ развития приграничного сотрудничества на уровне как Союзного государства, так и правительств наших стран. В России это может быть соответствующая государственная программа.
Успешный пример такого рода у нас есть – Программа межрегионального и приграничного сотрудничества на 2021–2023 годы, заключенная между правительствами России и Казахстана.
В 2021 году сотрудничество между регионами России и Беларуси, несмотря на постковидные затруднения, развивалось динамично во всех сферах, о чем свидетельствует рост товарооборота.
Для формирования в нашей стране инновационной экономики, магистральным направлением должно стать сотрудничество в высокотехнологичных отраслях, цифровом секторе. Поэтому предлагаю при разработке международных программ приграничного сотрудничества уделять особое внимание совместной работе в научно-технической сфере, а также предусматривать мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры приграничных территорий.
Актуальным является проведение обучающих мероприятий для профильных сотрудников органов местного самоуправления по вопросам осуществления приграничного сотрудничества, в частности, заключения двусторонних соглашений. Предлагаю профильным министерствам и регионам рассмотреть возможность оказания муниципалитетам поддержки в проведении таких мероприятий.
Также в ходе заседания рассматривались возможные меры по активизации привлечения инвестиций в приграничные регионы страны для реализации крупных проектов в промышленной, транспортной, энергетической, финансово-экономической и других сферах, в том числе в рамках механизмов международных программ приграничного сотрудничества.
Отдельным вопросом повестки дня стала выработка мер по повышению «привлекательности» для сопредельных государств приграничных субъектов Российской Федерации как объектов экономического взаимодействия. Члены Комитетов Совета Федерации озвучили первоочередные задачи в этой сфере на федеральном и региональном уровнях власти.
Участники выездного заседания, в частности, рекомендовали Федеральному агентству по туризму проработать возможность создания новых туристических маршрутов, ориентированных, в том числе, на внешних потребителей, а также рассмотреть возможность организации трансграничного туристического маршрута «Смоленск – Псков – Витебск – Полоцк». Совместно с Правительством Российской Федерации будут проработаны вопросы обустройства погранично-пропускных пунктов в Ленинградской, Смоленской и Псковской областях.