Благодаря федеральной поддержке во Фленово удалось сохранить уникальный памятник истории и культуры
Храм Сошествия Святого Духа, который также называют Церковь Спаса, находящийся в историко-архитектурном комплексе «Теремок», по праву считается одним из интереснейших памятников истории и культуры. Уникальным его во многом делает расположенная над центральным входом мозаика «Спас нерукотворный с предстоящими ангелами», созданная великим русским художником Николаем Константиновичем Рерихом в начале ХХ-го века.
В конце 19-начале 20-го веков Флёново было не просто культурным центром, а колоссальным благотворительным образовательным проектом, «школьным государством». Согласно документам, княгини Мария Тенишева и Екатерина Святополк-Четвертинская купили более 80 гектаров земли для обустройства школы. Здесь учились дети-сироты и дети из бедных крестьянских семей, их принимали в учебное заведение в первую очередь и на полный пансион. В одном учебном заведении дети получали образование по трем направлениям: общеобразовательные дисциплины, сельскохозяйственные и ремесленные.
«Изначальной целью было подготовить детей к жизни. Здесь обучали основам кузнечного, портняжного, столярного, слесарного, гончарного дела, корзиночному плетению, вышивке, кружевоплетению. Именно из ремесленных классов вырастали художественно-ремесленные мастерские», – рассказала научный сотрудник историко-архитектурного комплекса «Теремок» Смоленского государственного музея-заповедника Тамара Исаченко.
У школы были все постройки, необходимые для жизнедеятельности: мастерские, скотные дворы, общежития и т.д. Единственное, чего не было к моменту полного становления школы во Фленово, – церкви. И спустя некоторое время здесь начали возводить будущий шедевр.
В основу проекта Сергея Малютина легла идея закрытого гульбища, чтобы Крестный ход мог совершаться, не выходя из храма. Внутреннее убранство церкви Спаса – работа Николая Рериха. Кстати, храм во Фленово – единственный, который знаменитый художник расписывал лично.
Впервые посетив Талашкино, он был поражен пространством, архитектурой, масштабностью строящегося храма. Рерих писал, что ничего подобного ранее не видел, и что это совершенно уникальное сооружение, которое, не претендуя на монументальность, всё же таковым является.
В 1908 году Николай Рерих создает эскизы внутрихрамовой росписи и эскизы мозаики «Спас Нерукотворный». Специально для фленовской церкви был разработан образ Богородицы – Николай Константинович назвал его «Царицей Небесной на берегу Реки жизни». По поводу этого образа до сих пор существуют разные мнения. Однако, сам Рерих писал, что много времени провел в беседах с иерархами православной церкви, и очень надеялся, что созданный им образ будет канонизирован и разрешен к изображению.
Параллельно с этим петербургские мастерские начинают набирать мозаику «Спас нерукотворный» по картонам Николая Константиновича. Примечательно, что в работе использовали настоящие ломоносовские смальты.
Стоит отметить, что споры относительно данного образа были вызваны, прежде всего, нетрадиционным для православного взгляда объемным изображением. «Мозаика получилась выдающейся, а значимость ее велика для будущности», – отмечал сам Рерих.
На протяжении многих лет храм разрушался, постепенно утрачивалась и мозаика, и внутрихрамовая роспись. Частичные реставрационные работы проводились в 1978 году, 2003-2005 годах, но самой значительной по своему объему стала реставрация двух минувших лет.
Напомним, после обращения Губернатора Алексея Островского к заместителю Председателя Правительства Ольге Голодец в ходе посещения церкви в апреле 2016 года, Минкультуры России (в рамках федеральной целевой программы «Культура России») выделило более 40 млн рублей на реставрацию храма. В 2017 году более 6 млн рублей дополнительно было направлено на восстановление мозаики.
Напомним, Президент России неоднократно подчеркивал важность сохранения истории и поддержки культуры. «Сохранение исторической памяти – один из ключевых приоритетов. Особая роль здесь принадлежит материальному культурному наследию», – сказал глава государства.
Также он отмечал, что тема сохранения культурного наследия занимает особое место и в «Основах государственной культурной политики». Этот документ, утвержденный в 2014 году Указом Президента, отражает отношение государства к культуре как к «миссии, как к общественному благу, как к историческому наследию, как к системе ценностей и нравственных идеалов». «Такое всеобъемлющее понимание культуры означает и кардинальное изменение самих приоритетов государственной политики. На первый план выходят процессы просвещения граждан, особенно детей и молодёжи. Повышенное внимание уделяется их духовному, творческому развитию, воспитанию патриотизма, а также созданию на всей территории России качественной культурной среды, доступных культурных благ», – заявил глава государства.
Так, благодаря федеральной поддержке в ходе полномасштабной реставрации в храме Сошествия Святого Духа воссоздали кирпичную кладку, отмостку, восстановили в первоначальном виде роспись мозаики, привели в порядок подвальные помещения, которые занимают порядка 60% площади здания, заменили решетки, отремонтировали все три крыльца (на момент начала реставрационных работ состояние их оставляло желать лучшего). Помимо этого, специалисты сохранили оставшиеся росписи на стенах – в будущем их намерены восстановить по фотографиям, сделанным в свое время князем Вячеславом Тенишевым и Николаем Рерихом, а также воссоздать при помощи проекционного оборудования.
«За свою жизнь я видела много реставраций и реставраторов, но то, что удалось сделать петербургским мозаичистам, потрясающе – не покидало ощущение, что они работали, словно с живым организмом. Проведенная работа уникальна. Они, по сути, вернули основную идею – без нижней части мозаики не было видно, что по задумке Лик Спаса спускается на крылах ангелов на землю, – рассказала Тамара Исаченко. - Столько внимания со стороны руководства страны, как финансового, административного, так и просто человеческого, я даже и не вспомню. Благодаря федеральной поддержке был проведен колоссальный объем работ по восстановлению не только храма, а вообще всего комплекса».
Сотрудники «Теремка» рассказывают, что поток туристов после проведенных работ увеличился в разы – желающих лично увидеть отреставрированный уникальный храм и мозаику очень много.
Например, педагог «Городской станции юных туристов», учитель средней школы №26 подмосковного Ногинска Владимир Коновалов уже в третий раз посещает Фленово вместе со своими учениками.
«Помню, когда приезжали в прошлый раз (несколько лет назад), храм и мозаика находились в плачевном состоянии. Но то, что мы видим сегодня, приводит в восторг – после реконструкции и внешний, и внутренний облик этого замечательного объекта преобразились, – отметил Владимир. – Когда я смотрю на мозаику «Спас нерукотворный с предстоящими ангелами», размещенную над входом в церковь, ощущаю трепет, пронзительный взгляд заставляет задуматься о многом и восхититься этим шедевром. И я очень рад, что этот уникальный памятник истории и культуры удалось сохранить».
Кстати, для школьников, студентов и туристов в Теремке устраивают «Путешествия в прошлое». Тематические мастер-классы здесь очень популярны.
«Наши интерактивные занятия посвящены истории создания письменности. После интересных экскурсий ребята садятся за парты, берут в руки перьевую ручку, макают в чернильницу и начинают выводить буквы, – говорит научный сотрудник историко-архитектурного комплекса «Теремок» Смоленского государственного музея-заповедника Ольга Смолий. – Мы возрождаем традиции, которые были заложены не только княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой, но и существовали в советское время, когда за такими партами сидели наши бабушки и дедушки, мамы и папы».
На занятиях ребята изучают старославянский алфавит, арифметику, учатся гончарному делу и мастерят тряпичных кукол – славянские обереги.
Сегодня Флёново привлекает туристов не только из разных уголков России, но и из других стран. «Я здесь впервые и могу сказать, что это место потрясает своей атмосферностью и историческим духом, который сохранился до сих пор, – делится впечатлениями турист из Витебска Андрей Лапин. – Первое впечатление – это некая загадочность и умиротворение. В Белоруссии много храмов: и православных, и католических. Но здесь меня впечатлила мозаика, которая расположена над входом в храм. Очень красиво, это, действительно, интересный культурный объект, и по возвращении в родной город я непременно буду рекомендовать это место для посещения».