Алексей Островский выступил с ежегодным отчетом перед депутатами областной Думы
Губернатор Алексей Островский выступил на заседании областной Думы со своим отчетом о результатах деятельности администрации Смоленской области за 2014 год, в том числе по вопросам, поставленным Смоленской областной Думой.Подавляющим большинством голосов присутствовавших депутатов (41 из 43), доклад Губернатора о результатах деятельности администрации Смоленской области за 2014 год принят к сведению.
В рамках выступления перед депутатским корпусом и приглашенными, Алексей Островский затронул наиболее важные вопросы развития региона:
«Уважаемый Игорь Васильевич! Уважаемые депутаты! В своем выступлении я традиционно остановлюсь на ключевых результатах работы Администрации Смоленской области и на тех проблемах, с которыми мы вместе с вами сталкивались в ушедшем году. Согласно установленному порядку отчет о работе Администрации заранее был внесен мною и рассматривался на заседаниях профильных комитетов Думы. В нем подробно изложена информация по всем направлениям работы Администрации. Я же, с вашего позволения, остановлюсь только на стратегических и принципиальных для нас моментах.
В 2014 году работа Администрации области была обусловлена четким выполнением тех задач и показателей, которые заложены и сформулированы в Указах Президента Российской Федерации и затрагивают все без исключения сферы жизни общества и государства.
Обращаю ваше внимание, что в прошедшем году показатели «дорожных карт», согласованные Администрацией с профильными министерствами, в части достижения необходимого уровня средней заработной платы, выполнены по всем категориям работников.
Представляя данный доклад о результатах работы Администрации Смоленской области в 2014 году, мне хотелось бы сделать ряд принципиальных замечаний. От их правильного понимания зависит, насколько все мы в своей работе соответствуем ожиданиям и надеждам жителей нашего региона.
В одном из своих ответов Государственной Думе великий российский реформатор начала XX века, Петр Аркадьевич Столыпин, человек, искренне любивший Россию, переживавший за Россию, хорошо понимавший её сказал: «Власть не может считаться целью. Власть – это средство для охранения жизни, спокойствия и порядка; поэтому, осуждая всемерно произвол и самовластие, нельзя не считать опасным безвластие правительства».
Для Администрации Смоленской области, по крайней мере, с апреля 2012 года власть никогда не была целью. Для меня лично, для коалиции четырёх политических партий – «Единой России», КПРФ, ЛДПР и партии «РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ ПЕНСИОНЕРОВ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ» в нашей работе – власть была и продолжает оставаться лишь средством, инструментом для обеспечения спокойной и достойной жизни смолян.
В любом своем действии, любом решении я всегда стремился поступать таким образом, чтобы заслужить доверие людей. И по-другому в моей работе просто не может быть. На смоленской земле, где живут люди с несгибаемым духом, где родились Гагарин и Твардовский, Глинка и Конёнков, Нахимов и Егоров и много других замечательных, великих людей, заслужить доверие смолян – главная и одновременно очень непростая задача власти.
На основе чего складывается это доверие? Абсолютно прав Президент России Владимир Владимирович Путин отмечавший, что доверие между людьми складывается только тогда, когда общество скреплено общими ценностями и люди не утратили способность к вере, честность, чувство справедливости. А уважение к закону возникает только тогда, когда он один для всех, всеми соблюдается и в основе его – правда.
Невозможно не согласится с этим утверждением, невозможно действовать по-другому, особенно в период, когда от единства прошлого и настоящего, единства народа и власти без преувеличения зависит судьба Отечества, а значит и судьба нашей любимой Смоленщины, как неотъемлемой части России. Именно в этом направлении работала Администрация Смоленской области в отчетный период, которому посвящен доклад, представляемый вашему вниманию, уважаемые коллеги.
Хотел бы отметить, что в 2014 году Смоленской областной Думой принято 185 областных законов, из них 129 – по инициативе Губернатора Смоленской области (или 69% от общего количества). Значительная часть областных законов направлена на регулирование социальных отношений. При этом мы констатируем и приветствуем тот факт, что значительно растет количество законопроектов, инициаторами которых выступают как отдельные депутаты, так и фракции.
За полтора года работы партии, входящие в коалицию, в соавторстве разработали и приняли 34 закона. Кроме этого, одними из первых в России смоленские депутаты отреагировали на события в Украине. В момент политического обострения они приняли заявление областной Думы о поддержке и защите украинцев, вынужденно прибывших в Смоленскую область из-за вооруженного конфликта в своей стране. Конечно же, поддержка только заявлениями не ограничилась.
Стоит обратить внимание на целый блок антикоррупционных нормативно-правовых актов. Коалиционный парламент внес изменения в Устав Смоленской области, в выборное законодательство. Не обошли вниманием депутаты и патриотическое воспитание в регионе. Был разработан закон для развития и совершенствования системы патриотического воспитания смолян, формирования патриотического сознания, способствующего дальнейшей консолидации общества, обеспечению его безопасности, общественной и экономической стабильности, а также готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.
Это лишь несколько примеров той значительной работы, которую сообща в интересах смолян ведут ответственные политические силы, представленные в Смоленской областной Думе. За последние годы мы ценой компромиссов, переговоров и консультаций научились приходить к общему знаменателю в тех принципиальных вопросах, которые непосредственно касаются прав и законных интересов наших граждан. Вместе мы должны опираться на наши внутренние ресурсы и резервы, мы должны в приоритетном порядке поддерживать наш, смоленский, экономический, научный и гражданский потенциал. Создать все возможные условия для этого. В сложное для России и Смоленщины время мы – власть и общество – выступаем единым фронтом, а значит – любые вызовы нам по плечу!
Уважаемые депутаты!
Общая сумма доходов областного бюджета за 2014 год составила 31 млрд. 68 млн. рублей. По сравнению с 2013 годом общая сумма доходов областного бюджета увеличилась на 1 млрд. 663,9 млн. рублей, или на 5,7%.
Налоговые доходы в 2014 году исполнены в сумме 20 млрд. 980,6 млн. рублей, это на 543,4 млн. рублей (или на 2,7%) больше, чем за 2013 год.
В структуре неналоговых доходов областного бюджета основную долю составили поступления штрафов, санкций, возмещения ущерба (53,6%), платежей при пользовании природными ресурсами (28,5%).
Обращаю ваше внимание, что по сравнению с 2013 годом поступление неналоговых доходов в 2014 году увеличилось в 1,5 раза, в абсолютной сумме - на 274,7 млн. рублей. Увеличение связано, в основном, с поступлением штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в сумме 346,8 млн. рублей (в 2013 году поступление – 100,2 млн. рублей, рост в 3,5 раза). Вы знаете, какую значительную работу в 2014 году совместно с УМВД проводили Администрация области, а также вы, уважаемые коллеги, поскольку именно вы принимаете бюджет, внесенный нами в областную Думу.
В то же время в целом ситуация с собираемостью налогов не выглядит слишком оптимистично на фоне кризисных явлений. Но ссылаться во всех проблемных вопросах только на кризисные явления, санкции не правильно, вредно, и мы не стоим на этих позициях.
В целях увеличения поступлений доходов в бюджеты всех уровней необходимо усилить совместную работу по дополнительной мобилизации налоговых доходов, в том числе от взимания имущественных налогов, и по снижению недоимки.
Безвозмездные поступления в 2014 году составили 9 млрд. 303 млн. рублей, из них безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - 9 млрд. 160 млн. рублей, что на 853 млн. рублей (10,3%) больше, чем в 2013 году.
Общие расходы областного бюджета за 2014 год составили 34 млрд. 323,6 млн. рублей.
Хочу подчеркнуть, что расходы областного бюджета в 2014 году сохранили всю социальную направленность, которая была принята нами в предыдущие годы. В общем объеме расходов областного бюджета наибольший удельный вес (76%) приходится на отрасли социально-культурной сферы и финансовую помощь местным бюджетам. Общий объем расходов составил 26 млрд. 92,6 млн. рублей.
В условиях принятия и исполнения областного бюджета долговая политика Смоленской области строилась на принципах своевременности исполнения долговых обязательств и минимизации стоимости расходов на обслуживание долговых обязательств.
Объем государственного долга Смоленской области по состоянию на 1 января 2015 года составил 25 млрд. 165 млн. рублей. В составе государственного долга наибольшая часть приходится на задолженность по бюджетным кредитам, которые являются более дешевыми заемными средствами, – 54% (13 млрд. 585 млн. рублей). Задолженность по кредитам кредитных организаций составляет 33,6% (8 млрд. 460 млн. рублей); удельный вес обязательств по государственным облигациям Смоленской области составляет 12% (3 млрд. рублей), по государственным гарантиям – 0,6% (120 млн. рублей).
В целях сбалансированности областного бюджета, снижения расходов на обслуживание государственного долга в 2014 году были привлечены бюджетные кредиты на сумму 3 млрд. 350 млн. рублей, что позволило уменьшить объем привлечения банковских кредитов на 1 млрд. 664 млн. рублей и восстановить остатки целевых средств, полученных из федерального бюджета.
В 2014 году на погашение дефицита областного бюджета и долговых обязательств привлекались только среднесрочные заемные средства (сроком до трех лет). Исполнение долговых обязательств Смоленской области осуществлялось в установленные сроки и в полном объеме. Просроченная задолженность по долговым обязательствам по результатам 2014 года отсутствует.
Смоленская область имеет положительную кредитную историю, что является одним из важнейших индикаторов способности и намерения заемщика своевременно погашать свои долговые обязательства.
Необходимо отметить, что в 2014 году областной бюджет формировался в рамках реализации 27 областных государственных программ, которые включают в себя все расходы областного бюджета, за исключением расходов на содержание Смоленской областной Думы и иных государственных органов Смоленской области.
Это значит, что все средства, которые мы направляем на развитие региона, являются целевыми и ведут к конкретным, выраженным в цифрах показателям. Сегодня, когда каждый рубль на счету, это, безусловно, крайне важно и правильно.
В 2014 году на реализацию областных государственных программ было предусмотрено 36,72 млрд. рублей, что составляет 97% от общего объема расходной части областного бюджета. Фактическое исполнение по областным государственным программам в 2014 году составило 33,24 млрд. рублей, или 90,5% от годовых бюджетных назначений.
В 2014 году 284 областным государственным учреждениям из областного бюджета было выделено 6,89 млрд. рублей на выполнение государственных заданий в рамках оказания государственных услуг, фактически освоено 6,8 млрд. рублей, или 98,7% от планового значения.
Уважаемые коллеги!
В 2014 году закупки для государственных нужд Смоленской области и нужд областных государственных бюджетных учреждений осуществлялись централизованно через уполномоченный орган по обеспечению реализации государственной политики в сфере закупок.
В отчетном периоде проведено 8 844 процедуры закупок. Общая сумма начальных цен контрактов составила 10,2 млрд. рублей.
По результатам проведенных процедур закупок заключено 5 929 контрактов на общую сумму 6 млрд. 990,9 млн. рублей. Разница между суммой начальных цен контрактов и суммой цен заключенных контрактов составила 419 млн. рублей (уменьшение на 6%).
Преимущественным способом закупки в отчетном периоде остался аукцион в электронной форме. При этом отмечается значительный рост количества аукционов по сравнению с показателями 2013 года (+21%).
Стоит отметить, что с субъектами малого предпринимательства заключено 1 968 контрактов, или 33% от общего количества заключенных контрактов. Около 75% от общего количества заключенных контрактов составляют контракты с победителями конкурсных процедур, зарегистрированными на территории Смоленской области.
В рамках действующего законодательства мы считаем необходимым поддерживать принцип, сформированный нами еще в 2012 году. «Смоляне для смолян» - это не просто для нас красивый лозунг, это реально приводит к тому, что имеющиеся бюджетные ресурсы на выполнение тех или иных работ, получение услуг, остаются, в подавляющем большинстве случаев, в смоленской экономике и работают для смолян.
Кстати, уже традиционно положительным результатом работы Администрации Смоленской области является присуждение региону по итогам участия в Национальном рейтинге прозрачности закупок-2014 номинации «Высокая прозрачность». Смоленская область с 2012 года принимает участие в данном проекте и занимает высокие рейтинговые позиции.
Нами продолжается курс на безусловный контроль расходования бюджетных средств. Контрольным департаментом Администрации Смоленской области, в 2014 году проведено 40 контрольных мероприятий. Объем проверенных средств составил 3 млрд. 875,3 млн. рублей, в том числе 2 млрд. 924,6 млн. рублей – средства областного бюджета, 950,7 млн. рублей – прочие средства. Общий объем выявленных финансовых нарушений составил 500,7 млн. рублей, из них со средствами областного бюджета и областным имуществом – 398,6 млн. рублей, с прочими средствами – 102,1 млн. рублей.
По результатам контрольных мероприятий устранены финансовые нарушения на общую сумму 120,7 млн. рублей, из них 6,2 млн. рублей перечислено в доход областного бюджета.
В рамках контроля за расходованием средств резервного фонда Администрации Смоленской области за 2014 год проведено 145 контрольных мероприятий. Проверено соответствие стоимости фактически выполненных работ запрашиваемым средствам резервного фонда Администрации Смоленской области на сумму 135,4 млн. рублей. Выявлены завышенные объемы работ на сумму 11,1 млн. рублей, следовательно, предотвращено неправомерное расходование бюджетных средств.
В регионе продолжается реализация Федерального законодательства в части передачи исполнения полномочий администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, администрации муниципального района.
В 2014 году передача полномочий администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, произошла в 5 муниципальных образованиях Смоленской области. Таким образом, за период 2012-2014 годов на 16 администраций муниципальных районов Смоленской области возложено исполнение полномочий администраций поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов.
Благодаря этому, уважаемые коллеги, снижаются издержи на содержание чиновничьего аппарата, а люди в муниципальных образованиях имеют понимание того, кто ответственен за развитие территорий и решение вопросов местного значения.
Заверяю вас, что в 2015 году данная работа будет продолжена и в остальных муниципальных районах Смоленской области.
В целях повышения удовлетворенности граждан взаимодействием с государственными органами, комфортности при получении государственных и муниципальных услуг развивается сеть многофункциональных центров. К настоящему времени на территории Смоленской области действует 108 окон по обслуживанию граждан по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг. МФЦ успешно действуют в шести наиболее крупных населенных пунктах Смоленской области: в городах Смоленске, Рославле, Гагарине, Сафоново, Вязьме, Десногорске.
В 2014 году достигнут показатель «охвата населения» по принципу «одного окна» – 43%. В МФЦ, расположенных на территории Смоленской области, было оказано 251 тыс. государственных и муниципальных услуг. И мы в этом направлении в полном объеме выполняем те задачи, которые поставлены перед нами Президентом и Председателем Правительства Российской Федерации
Коллеги!
В 2014 году в сферах экономики Смоленской области положительные темпы роста отмечены в промышленности (103%), строительстве (105,3%), на потребительском рынке (оборот розничной торговли - 101,8%, объем платных услуг – 101,5%). Рост инвестиций в основной капитал составил 100,8%.
Валовой региональный продукт по Смоленской области в 2014 году оценивается в 242,5 млрд. рублей (рост на 1,9% к уровню 2013 года).
Вместе с тем, во второй половине 2014 года большое влияние на экономику Смоленской области, как и страны в целом, оказали внешние факторы, вам хорошо известные. Индекс потребительских цен (в декабре 2014 года к декабрю 2013 года) по Смоленской области составил 114,2%. Сложившийся индексинфляции объясняется, в первую очередь, снижением валютного курса рубляи ажиотажным спросом на потребительские товары в регионе гражданами Республики Беларусь.
В целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов, в Администрации Смоленской области проведена работа по разработке механизмов обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в регионе, сформирован и утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Смоленской области в 2015 году и на 2016-2017 годы, утвержден план содействия импортозамещению в Смоленской области на 2015-2017 годы.
Распоряжением Администрации региона создана межведомственная комиссия по мониторингу финансово-экономического состояния системообразующих промышленных организаций в Смоленской области.
Мы прекрасно понимаем, что проводить эту работу необходимо с привлечением широких слоев общественности, профессионалов своего дела. Мы ждем новых людей и идей, но с одной оговоркой. Предложения не должны носить популистский, заведомо невыполнимый и нереализуемый характер. В любых иных случая мы готовы и к системной работе, и к конструктивной критике.
В складывающихся экономических условиях активизация инвестиционной деятельности является приоритетным направлением в социально-экономическом развитии Смоленской области. Инвестиционная политика в регионе направлена на создание новых инновационных производств, внедрение передовых технологий, выпуск конкурентоспособной продукции, создание новых рабочих мест, повышение заработной платы работников, обеспечение стабильности бюджета Смоленской области в виде налоговой составляющей.
Реализация инвестиционных проектов, а также направление средств на модернизацию и обновление основных фондов действующих организаций дает возможность ежегодно сохранять объем освоенных инвестиций по Смоленской области на уровне более 55 млрд. рублей.
В 2014 году на развитие нашей экономики и социальной сферы было использовано 56,7 млрд. рублей инвестиций, индекс физического объема составил 100,8% к уровню 2013 года, что не только превышает значение показателя 2013 года на 5,9 процентного пункта, но и является наибольшим значением показателя с 2011 года. Хочу подчеркнуть и обратить ваше внимание, такой значительный показатель инвестиций достигнут в условиях нестабильности российской экономики, санкций, а также при двукратном снижении объема вложенных инвестиций по Смоленской АЭС (с 11,3 млрд. рублей в 2013 году до 5 млрд. рублей в 2014 году).
Отмечу, что в феврале 2015 года работа Администрации по привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест получила высокую оценку Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева.
В декабре 2014 года крупнейшее в России международное рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало рейтинг регионов Российской Федерации «Инвестиционная привлекательность регионов – 2014». Смоленская область в этом рейтинге находится в одном ряду с Калужской и Ульяновской областями.
Наша область существенно улучшила позиции в рейтинге регионов по инвестиционному риску, переместившись с 54-го места в 2013 году на 42-е место в 2014 году. Значительное снижение рангов риска к предыдущему году отмечено по управленческому риску (на 39 пунктов - с 66-го до 27-го) и по криминальному риску (на 21 пункт - с 71-го до 50-го).
По данным агентства, Смоленская область стала лучшим регионом Российской Федерации по динамике роста инвестиционного потенциала. Среди российских регионов только Смоленская область, в отличие от других регионов, которые практически не изменили ранга потенциала, поднялась на 10 пунктов (с 56‑го на 46-е место) по сравнению с предыдущим годом.
Немаловажно, что совместно в 2014 году областным законом учредили должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Смоленской области. На эту должность назначен Ефременков Алексей Владимирович.
В 2014 году на территории Смоленской области осуществлялась реализация более 20 значимых инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций (за весь период реализации) свыше 40 млрд. рублей и социальным эффектом более 8 тыс. новых рабочих мест.
К ним, в частности, относятся: вторая очередь мясоперерабатывающий завод ООО «Гагарин-Останкино», распределительный центр «Тандер», «Игоревский деревообрабатывающий комбинат». «АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ФИРМА «НАША ЖИТНИЦА», ЗАО «Стеклозавод Ворга» и другие. В 2015 году эта работа будет продолжена.
В течение 2014 года Администрацией региона уделялось большое внимание работе с органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области по вопросу реализации мероприятий, направленных на создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.
Продолжалось внедрение стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
В частности, в прошлом году было создано ООО «Корпорация инвестиционного развития Смоленской области», основные функции которого:
- обеспечение для инвесторов режима «одного окна» при взаимодействии с органами исполнительной власти Смоленской области;
- представление интересов инвесторов в государственных органах и участие в защите их прав;
- предоставление инвесторам земельных участков с подготовленной инфраструктурой или без таковой для реализации инвестиционных проектов, в том числе совместных.
К началу 2015 года все мероприятия стандарта реализованы полностью в соответствии с порядками и сроками, предусмотренными «дорожной картой».
В рамках работы по созданию благоприятного инвестиционного климата осуществлялась работа по формированию промышленной зоны «Рославльская» и созданию индустриального парка «Сафоново».
В настоящее время в Рославльском районе Смоленской области сформированы земельные участки площадью около 130 гектаров для размещения на них промышленной зоны «Рославльская». В рамках формируемого в городе Сафоново композитного кластера на базе действующего предприятия ОАО «Авангард» на сегодняшний день сформирован и передан в государственную собственность Смоленской области земельный участок площадью 130 гектаров для организации государственного промышленного (индустриального) парка.
В текущем году планируетсяподача заявки в Минэкономразвития России на участие Смоленской области в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства по мероприятию «Создание промышленных (индустриальных) парков». Имеются предварительные договоренности с потенциальными инвесторами, планирующими разместить свои производства на территории индустриального парка.
Началась работа по внесению изменений в областной закон от 23 декабря 2002 года № 95-з «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области».
Соответствующим проектом областного закона предусматривается введение нового понятия «приоритетный инвестиционный проект Смоленской области», под которым будет пониматься инвестиционный проект по созданию новых производственных мощностей, предусматривающий капитальные вложения на сумму не менее 300 млн. рублей.
Данным законопроектом предусматривается также предоставление инвесторам, реализовавшим приоритетные инвестиционные проекты, субсидии на возмещение затрат в размере,не превышающем фактически поступившего в областной бюджет за предшествующий год налога на прибыль организаций, но не более начисленного за предшествующий налоговый период налога на прибыль организаций при соблюдении ряда условий. В частности, проекты инвесторов должны реализоваться в приоритетных видах экономической деятельности, являющихся в регионе наиболее импортозависимыми. Кроме того, в рамках каждого проекта должно быть создано не менее 300 новых рабочих мест.
Предельный период предоставления указанной государственной поддержки будет составлять не более семи лет.
Конечно, уважаемые коллеги, это станет возможным в том случае, если мы с вами совместно реализуем инициативы Администрации области.
Уважаемые депутаты!
Общий объем средств, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, составил 282,1 млн. рублей, в том числе из областного бюджета - 60,9 млн. рублей, из федерального бюджета - 221,2 млн. рублей. Следует отметить, что Смоленская область вошла в число 20 регионов Российской Федерации, которым Минэкономразвития России полностью удовлетворены поданные заявки на выделение федеральных средств.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы областной государственной программы «Экономическое развитие Смоленской области, включая создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата» на 2014-2020 годы были поддержаны 166 субъектов малого и среднего предпринимательства. Количество удовлетворенных заявок по сравнению с 2013 годом выросло на 47%.
Общий размер субсидий, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства, вырос по сравнению с 2013 годом на 12,4%. Стоит отметить, что география участников расширилась. Так, если в 2013 году в конкурсах участвовали предприниматели из 13 муниципальных образований Смоленской области, то в 2014 году – уже из 20. И это не может не радовать.
В 2014 году подпрограмма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства была ориентирована на поддержку реального сектора экономики и направлена на стимулирование субъектов малого и среднего предпринимательства к осуществлению инвестиционных вложений.
Впервые в нашем регионе в 2014 году были предоставлены следующие субсидии:
- на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования;
- на возмещение части затрат, связанных с участием в международных и межрегиональных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях.
Основные виды поддержки, более 60% от общей суммы расходов, были направлены на содействие модернизации основных средств. В частности, 50 субъектам малого и среднего предпринимательства была предоставлена субсидия на возмещение до половины затрат по приобретению об<